Рабочие органы дорожных машин
Колеса, имеющие шевронный (елочный) зуб, обладают всеми преимуществами косозубых, но не имеют их недостатков, так как осевые усилия, возникающие на правой и левой частях зуба, взаимно уничтожаются. Недостатком шевронных колес является сложность изготовления, поэтому они применяются в наиболее ответственных узлах. Конические зубчатые колеса.
Передачи коническими зубчатыми колесами могут применяться при валах, пересекающихся под любым углом, однако чаще всего этот угол равен 90°. Передаточное число конических зубчатых передач определяется так же, как и для цилиндрических: Для конических зубчатых колес характерен шаг, переменный по длине зуба (образующей конуса), соответственно переменным будет и модуль.
Все расчеты колеса ведутся по среднему модулю, который округляется до стандартного. Редукторы.
Закрытые зубчатые передачи устанавливаются в жестком корпусе и носят название редукторов.
По типу применяемых зубчатых колес редукторы бывают цилиндрические, конические и коническо цилиндрические.
По числу ступеней редукторы могут быть одноступенчатыми, двух-, трех — и многоступенчатыми (последний тип применяется редко).
Для удобства сборки корпусы редукторов обычно выполняют разъемными. При конструировании обеспечивается точная взаимная установка обеих частей, а также принимаются меры против утечки смазки из корпуса.
Иногда корпусы редукторов снабжают приспособлениями для контроля уровня смазки: масломерными стеклами или масломерными линейками.
Редукторы, передающие большие мощности или предназначаемые для особо напряженной работы, снабжают насосами, обеспечивающими принудительную подачу и циркуляцию смазки.