Температурные напряжения в жестких дорожных одеждах

При воздействии на плиту нескольких близко расположенных колес (многоколесные катки, трайлеры) или ленточной нагрузки от гусеничных тракторов необходимо определить суммарный расчетный изгибающий момент. Для этого всю площадь следа делим на небольшие участки и заменяем распределенную по участку нагрузку сосредоточенной силой, приложенной в центре. Соединяем центры приложения сил с точкой, где необходимо определить расчетные моменты. Плиты малых размеров прямоугольные и шестиугольные, бетонируемые на месте и на заводе, рассчитываются как круглые, равновеликой площади, загруженные посредине распределенной нагрузкой на круглой площадке. Метод расчета предложен М. И. Горбуновым-Посадовым. При колебаниях температуры изменяются линейные размеры плиты, кроме того, плита коробится из-за разности температуры верхней и нижней поверхностей. Уменьшения температурных напряжений достигают устройством швов растяжения и сжатия. При расчете расстояния между температурными швами принято, что плита в центре неподвижна.

Сопротивление сдвигу плиты по основанию пропорционально величине сдвига и меняется по параболическому закону. Усилия возрастают к краям плиты вместе с увеличением величины смещения. Расстояние между швами зависит от сцепления и трения плиты об основание. Для уменьшения этой величины, особенно зимой, когда возможно примерзание плиты, основание обрабатывают битумом или укладывают прослойку из рубероида или синтетической пленки. Напряжение коробления возникает от того, что вес плиты не дает ей коробиться при разности температур на верхней и нижней поверхностях. В умеренном климате при армировании не менее 0,7% возможно устройство бесшовных покрытий.