Шпальные коротыши

За рубежом в крупных трамвайных предприятиях — Берлинском, Мюнхенском, Пражском и др., распространены шпалы с напряженным армированием как специальной конструкции, так и железнодорожного типа. В трамваях с узкоколейными путями применяют шпалы из обычного бетона или шпалы-коротыши, укладываемые иногда вперемежку с нормальными шпалами. Применение коротышей эффективно при подвижном составе, имеющем небольшие нагрузки на ось. На них следует остановиться подробнее. Шпальные коротыши имеют длину 700 мм, высоту 180 мм и трапецеидальное поперечное сечение. В качестве арматуры приняты четыре стержня диаметром 8 мм и три хомута диаметром 6 мм. Вес коротыша около 80 кг, вес арматуры 1,67 кг, бетон марки 400. Шпальные коротыши укладывают на щебеночное или пакеляжно-щебеночное основание, междушпаль-ные ящики при закрытых путях иногда заделывают тощим бетоном или пакеляжем. Крепление рельсов обычно раздельное, типа К или при помощи пружинных костылей [последнее крепление с успехом применяется в Дрездене (ГДР)]. При укладке рельсов на шпальные коротыши постоянство рельсовой колеи поддерживается плоскими тягами, прикрепленными к рельсам болтами.