Ремонт и содержание автомобильных дорог

Организация эксплуатационной дорожной службы фактически началась после гражданской войны, так как к 1917 году только главнейшие дороги России находились в ведении особого комитета по строительству и эксплуатации дорог, а остальные дороги (что составляло большую часть) были подчинены особым комиссиям при земских управах. Земствам почти не выделялись денежные средства на строительство и содержание дорог. Все дорожные работы производились за счет трудовой и дорожной повинности, которая была введена еще в XIX веке. С целью улучшения структуры эксплуатационных хозяйств в 1923 году ЦУМТ приступил к созданию эксплуатационной службы на дорогах общегосударственного значения, положив в основу эксплуатационные участки. Остальные дороги были оставлены в ведении губернских уездных и окружных Советов. В это время в порядке ремонта п содержания дорог эксплуатационная служба стала выполнять работы по улучшению проезда по грунтовым дорогам путем профилирования, устройства земляного полотна, водоотвода, укрепления местными материалами, перестройки малых мостов п труб, ликвидации отдельных труднопроезжаемых мест, в первую очередь в населенных пунктах. Наряду с ремонтом и содержанием дорог эксплуатационная служба выполняла незначительные объемы работ по переводу грунтовых и улучшенных грунтовых дорог в дороги с твердым покрытием.

В 1928 году в дорожном хозяйстве впервые была проведена государственная квалификация шоссейных дорог, установлен учет и паспортизация дорожной сети, а также изданы технические правила и инструкции по ремонту и содержанию шоссейных и грунтовых дорог. Это положило начало дорожной картографии в стране, в том числе и на Украине. В 1929 году была издана государственная квалификация дорог, по которой автомобильные дороги были разделены на технические классы.