Общие сведений

Расчет по деформациям (2-е предельное состояние) предусматривает определение прогиба от действия нормативной нагрузки и от предварительного обжатия бетона. Общие деформации дорожных плит и подрельсовых оснований зависят не только от жесткости самой конструкции, но и от деформативных свойств основания. Поэтому при расчете дорожных конструкций обязательно проверяют напряжения в основании и балластном слое при воздействии эксплуатационной нагрузки. Эти напряжения не должны превышать расчетного сопротивления подстилающего грунта. В бетонных покрытиях городских дорог, обжатых безарматурным способом, обязательна проверка продольной устойчивости плиты. Трещины в предварительно напряженных покрытиях, шпалах и блоках трамвайных путей недопустимы по технико-эксплуатационным соображениям. Расчет на трещиностойкость (3-е предельное состояние) позволяет назначить такие параметры конструкции, при которых образование трещин в процессе эксплуатации будет исключено.

Важнейшими факторами, от которых зависит наступление предельного состояния дорожных конструкций, являются величина внешней нагрузки, физико-механические свойства бетона и стали, а также условия работы и изготовления подрельсового основания или покрытия (надежность основания, обеспеченность водоотвода, климатические характеристики местности, систематичность технического контроля на заводе-изготовителе и т. п.). По принятой в нашей стране методике расчет жестких покрытий городских дорог и подрельсовых оснований путей трамвая базируется на предпосылках теории упругости: дорожная конструкция рассматривается как плита (балка), лежащая на упругом основании.