Акустические методы контроля транспортно-эксплуатационных показателей дорожных покрытий

В данном разделе мы остановимся на акустических методах получения информации об упругих характеристиках слоев дорожной одежды, о сдвиговой прочности покрытий и оценке их структурообразования под воздействием движущегося транспорта и о прогнозе их разрушения в процессе эксплуатации. Возбуждая различные типы продольных и поперечных акустических волн (волны Лява и Рэлея) в покрытии и меняя их частоту, можно получить динамический модуль упругости, модуль сдвига, степень уплотнения и оценить несущую способность всей конструкции дорожной одежды и ее отдельных слоев. Для получения транспортно-эксплуатационных показателей дорожных и аэродромных покрытий можно использовать один из акустических методов (метод бегущей волны). На покрытие устанавливают преобразователи механических колебаний, питающиеся от генератора через усилители звукового или ультразвукового диапазона. С помощью этих преобразователей (или генераторов механических колебаний) в покрытии возбуждаются сложные акустические волны (волны Лява и Рэлея). На некотором расстоянии от источников колебаний располагаются несколько звукоприемников, селективно воспринимающих возбужденные в дорожной одежде колебания. Эти колебания преобразуются звукоприемниками в электрические сигналы, которые усиливаются узкополосным электронным усилителем и подводятся к одной паре пластин электронно-лучевой трубки. К другой паре отклоняющихся пластин трубки подводится напряжение от электронного генератора, питающего источник механических колебаний. Сложившись, эти колебания дают на экране трубки изображение окружности или фигуру Лиссажу.