Подшипники скольжения

Срок службы подшипников и способность воспринимать большие усилия в значительной степени зависят от качества смазки. Смазка уменьшает потери на трение и износ, охлаждает трущиеся поверхности и удаляет продукты износа (при циркуляционной смазке).

В настоящее время применяют различные виды смазочных материалов — жидкие масла (обычно минеральные), консистентные смазки или мази (представляющие собой смесь минерального масла с загустителем) и твердые смазывающие вещества (графит, тальк).

Последние применяют в труднодоступных местах, при работе в абразивной среде и при высокой температуре окружающей среды. Консистентные смазки (солидолы, консталины) применяют при больших нагрузках и малых числах оборотов, т. е. в условиях, способствующих выдавливанию жидкой смазки.

Консистентная смазка закладывается в подшипник при сборке или вводится при помощи шприцев или масленок. Основным видом смазочных материалов являются жидкие масла, для которых существует большое разнообразие смазочных приспособлений, начиная от простейших отверстий, капельниц и фитилей и кончая сложными системами, обеспечивающими подачу масла под давлением, циркуляцию, фильтрацию и охлаждение масла.

Подшипники качения отличаются от подшипников скольжения тем, что вместо вкладышей (втулок) в них применяют тела качения, что значительно снижает потери на трение и износ. В качестве тел качения применяют шарики, ролики (цилиндрические, конические и сферические) и иглы (длинные ролики малого диаметра).

Тела качения помещаются между наружным и внутренним кольцами и могут располагаться в один и два ряда. Внутреннее кольцо подшипника напрессовывается на вал, а наружное запрессовывается в корпус.

Тела качения отделяются друг от друга сепараторами и специальными кольцами. Конструкция подшипника качения определяется не только формой тел качения, но и способностью подшипника воспринимать осевую нагрузку.