Общие сведения об уплотнении строительных материалов

Уплотнение грунтов относится к числу наиболее важных элементов технологического процесса возведения земляного полотна автомобильных дорог и т. п. От качества выполнения этого процесса зависит дальнейшая их служба. С этой целью для каждого из сооружений установлены технические требования к плотностям их грунтов. При этом в основу оценки степени уплотнения положен метод стандартного уплотнения, и потому требования к плотностям грунтов обычно выражены в виде коэффициента уплотнения, т. е. в долях от максимальной стандартной плотности.

Для верхних слоев грунтов земляного полотна автомобильных дорог требования к плотностям высоки — здесь плотность грунта должна быть не ниже (0,98-ь 1,0)атах — Для нижних слоев насыпей она может быть снижена до 0,95атах — Следует заметить, что достижение такой высокой плотности как (0,98 — f — 1,0)атах связано со значительными трудностями и может быть достигнуто лишь при правильном выборе параметров применяемых машин и режима работы.

Грунт должен уплотняться только специально предназначенными для этой цели машинами.

Огромное значение при уплотнении имеет влажность грунтов.

Каждой действующей на грунт нагрузке соответствует своя оптимальная влажность, при которой требуемая плотность может быть достигнута при наименьшей затрате механической работы. При недостаточной влажности для достижения требуемой плотности необходимо, например, снижать толщину уплотняемого слоя.

Очень сухие грунты вообще не могут быть доведены до> требуемой плотности.

Та оптимальная влажность грунта w, которая определяет стандартное уплотнение, соответствует работе средних машин.

Оптимальная влажность, соответствующая работе тяжелых машин, обычно равна (0,8-0,9) w.