Когезионный характер разрушения

В заключение следует отметить, что хотя этот вид температурных испытаний заставляет более строго подходить к выбору рецептуры клеевой композиции в зависимости от свойств склеиваемых материалов, все же он представляется очень жестким по сравнению с атмосферными условиями вследствие слишком быстрого перепада температур в цикле (около 100° С за несколько минут). Это наглядно подтверждается поведением каучуковых клеев, которые удовлетворительно выдерживают в течение нескольких лет атмосферную экспозицию с плавными температурными переходами. Таким образом, при оценке надежности клеевых соединений строительных конструкций устойчивость к тепловому удару может быть лишь вспомогательным критерием.

Тепло — и морозостойкость.

При оценке надежности клеевых швов необходимо учитывать их тепло — и морозостойкость. В данном случае под тепло — и морозостойкостью понимают прочность склеивания, определенную при кратковременной выдержке (~0,5 ч) при температуре испытаний.

Требования к тепло — и морозостойкости клеев зависят от условий их эксплуатации. Для авиационной техники требуются главным образом высокотеплостойкие клеи.

Строителей интересуют клеи, теплостойкие в большинстве случаев лишь до 80° С, но одновременно обладающие морозостойкостью до-40 и -60° . Наиболее полно о тепло — и морозостойкости клеевых соединений можно судить, имея наряду с данными о прочности склеивания сведения о физико-механических свойствах и внутренних напряжениях клеевых композиций.

Эти данные для ряда клеев, рекомендуемых в строительстве.

Как видно из приведенных данных, фенольные и дифенольные клеи в соответствии с их структурой являются достаточно теплостойкими, значительных изменений прочностных показателей при температурах до + 80° С не наблюдается.

При модификации дифенольного клея с увеличением содержания тиокола теплостойкость снижается.